Здравствуйте все, кто увлечен войлоком!
Давно собиралась изложить свой взгляд на создание образцов изделий в войлоке.
Наверное, самый распространенный совет начинающему валяльщику — делайте образцы!)) Все и всем говорят при любом удобном случае: делай образец-узнаешь, увидишь, рассчитаешь и т.д. Даже в обсуждениях «как свалять тапки, сумку» был совет сделать образец!))
Но очень мало говорят о том, как надо делать образец.
На мой взгляд, не всегда образцы показательны и даже мешают и вводят в заблуждение мастеров, особенно новичков, но иногда без образцов просто не обойтись.
Так в каких случаях образцы необходимы, а в каких случаях лучше не тратить шерсть и время?
Попробую изложить свои мысли.
Практически каждый день я получаю письма или звонки в скайп с таким вопросом: Регина, почему в образце было так, а в изделии все по-другому?…
Причин тому несколько, давайте разберем их.
Для начала объясню, что чаще всего называют образцом — небольшой кусок войлока, свалянный из материалов, которые предполагается использовать в работе, по плотности раскладки приближен к плотности раскладки будущего изделия. Это в идеале. А что происходит на самом деле, почему образец не всегда дает ответы на наши вопросы?
1. Плотность раскладки — в большинстве случаев получается так: в образце плотность раскладки одна, в изделии плотность другая, особенно в толстом войлоке. Для того, чтобы образец служил эталоном для будущей работы, в идеале требуется рассчитать плотность раскладки- г/см2 — расход шерсти на квадратный сантиметр, хотя бы примерно. Ну как, многие это делают? Чаще всего мы ориентируемся по расходу шерсти визуально, у многих даже и весов-то нет. Мой совет — первым делом купите весы, стоят они в пределах пятиста рублей, но сберегут вам массу шерсти и нервов)))
2. Техника работы с образцом — большинство валяльщиц не уделяют этому моменту внимания, образец валяется каким угодно способом, иногда валяльщицы вообще исключают ту технику работы, которой они будут пользоваться при создании изделия.
Если я, обычно, работаю в рулоне, то и образец я рулоню такое же количество времени, что и будущую работу.
Если я , обычно, жамкаю, выкатываю, выполаскиваю, намыливаю и т.д. работу, то и образец я жамкаю, выкатываю, выполаскиваю, намыливаю и т.д. То есть, с образцом я работаю так же, как и предполагаю работать с будущим изделием.
Отсюда плавно вытекает третья причина «неудачного» образца —
3. Время работы над образцом.
Если вы прочитали чьи -то размышления » раз-два, тяп-ляп и образец готов», вы уже знаете, что образец — это не всегда просто и быстро))
Сложно определить достаточное количество времени для валяния образца, поэтому этот фактор неразрывно связываю с техникой работы — не торопитесь и не пропускайте привычные для вас этапы валяния.
И еще один интересный момент — время работы с шерстью, это не только время механического воздействия на шерсть, но и пребывание шерсти в мокром виде под воздействием щелочной среды, включая время раскладки изделия. Согласитесь, что в большой работе оно дольше, нежели при валянии маленького образца волойка, соответственно, несколько меняется и поведение шерсти при работе.
Выбор мыльного средства для валяния — это тоже серьезный вопрос, на который стоит обращать внимание, но об этом как-нибудь в следующий раз.
4. Размер образца.
Если вы решили с помощью образца производить какие-либо расчеты усадки, расхода шерсти и т.д. будущего изделия, то размер раскладки такого образца должен быть не меньше, чем 50 х 50 см.
Учитывая этот немаленький размер, подумайте, может быть имеет смысл делать не кусок войлока, который у вас будет лежать на полке, а какую-то работу небольшого размера? Например, шарфик, бактус, беретик, декоративную подушку или даже жилетик?
Таким образом, вы получите два в одном — и образец и готовую работу. Я очень часто делаю такие образцы и называю их «образцами в полный рост». В таком образце вы увидите практически все ньюансы, и их будет гораздо больше, нежели в куске войлока.
Мой совет: Перед созданием такого серьезного образца-работы ставьте перед собой как можно больше целей и задач, например: пробуйте новую раскладку, новый элемент и новый декор, или новую выкройку и новую шерсть и новую фактуру, и т.д.
И не бойтесь, из образцов в полный рост очень часто получаются настоящие шедевры!!!
5. Образцы без всяких правил.
Но бывают случаи, когда ни размер, ни техника, ни время работы не имеют особого значения. Я могу сделать образец размером с ладошку, когда мне нужно быстренько посмотреть сочетание цветов шерсти, когда необходимо определить, приваливается ли новая ткань или какая-нибудь декоративная ниточка, часто делаю маленькие образцы фактур или декоративных элементов, которые предполагаю использовать в работе.
Некоторые виды образцов я лишь слегка подваливаю, этого мне бывает достаточно для получения ответов на мои вопросы, ведь у каждого образца своя роль, своя задача.
Иногда я делаю образец прямо в уголке какого-нибудь нового платка или шарфика, когда возникают сомнения, что он удачно приваляется к шерсти. Резать такой платок жалко, поэтому я накидываю шерстку прямо на уголок платка и начинаю валять, если шерстка хорошо схватывается, это чувствуется на ранних стадиях валяния и дальше уже можно не валять, а просто удалить с платка схватившуюся шерстку. Ежели шерстка не приваливается, то вы сбережете платок или шарфик, ведь их не только валяют, но и носят!!!)))))
6. Образцы при работе с флисом.
А еще, я очень много работаю с флисом ( руном) — немытой, необработанной шерсткой, состриженной с овечки. На сегодняшний день, мне довелось попробовать в работе шерсть более сорока пород овец. Вы прекрасно понимаете, что все породы имеют различия в получаемых фактурах, но и каждое руно даже одной и той же породы отличается раз от разу, и даже в пределах одного руна на различных участках бывает шерстка, дающую совершенно разную фактуру. Я уже научилась зрительно определять самые и интересные, и самые сомнительные участки руна, но до сих пор не рискую брать в работу флис, если предварительно не сделан образец. И до сих пор делаю открытия в работе даже с очень знакомым флисом.
Добавлю, что при работе с флисом, образцы целесообразно делать и в других случаях — не только посмотреть какую фактуру дает тот или иной флис, но и отмывается ли он, меняет ли цвет, как его принимает различная шерсть основы изделия, как контактирует флис с различными декоративными волокнами и т.д. Поэтому образцов флиса я сделала целое море, от больших до малюсеньких быстрых образцов с ладошку)))
Мой совет: при работе с флисом всегда делайте образцы, даже если очень хорошо знаете шерсть этой породы!!!
7. Образцы из материалов ручного крашения.
Я думаю, что не лишним будет напомнить, что если вы самостоятельно окрашиваете те или иные материалы для валяния, то непременно сделайте образец, особенно, если вы занимаетесь еще и продажей таких материалов. Надеюсь, что не нужно объяснять для чего необходимо делать такие образцы? Да-да, чтобы проверить стойкость окрашивания и изменение структуры материалов.
Ну вот, пора заканчивать свои рассуждения, добавлю лишь, что делать или не делать образцы решает каждый сам, но если делать, то думая и анализируя свою работу, образец чего именно и для чего именно вы делаете)))) Может быть вместо образца просто сесть и подумать?
На всякий случай напомню, что главный орган валяльщика — это все-таки голова!!!)))))
Хочу добавить, что это лишь мой опыт и мой взгляд, не претендую на истину в последней инстанции и буду рада, если поделитесь своими наблюдениями.
Как всегда, с уважением и приветом, Регина.
Для того, чтобы быть в курсе событий Школы войлока,
подпишитесь на новости сайта:
Кроме этого, на сайте есть push — уведомления, подписавшись на них, вы будете получать уведомления сразу на свои устройства, минуя почту. Рекомендую!
Здравствуйте, Регина! Давно наблюдаю за вашим творчеством. В ваших работах прослеживается индивидуальный стиль. Очень обрадовалась, когда узнала, что у вас есть свой сайт.
Лариса, здравствуйте! Спасибо, что заглянули! Сайт совсем новый, надеюсь у меня хватит сил сделать интересным и полезным)))
Наилучшие пожелания!
Региночка, наконец-то я зарегистрировалась… Успехов вам!
Галина, спасибо!!! Рада Вам очень!!!))))
[…] Образцы в валянии – мои за и против […]
Регина, большущее спасибище, очень познавательный пост. Обнаружила для себя много полезных вещей и ответов на свои вопросы и даже то о чем вообще не задумывалась, ещё раз большое спасибо за щедрость!
Лада, спасибо! Рада, что пост оказался полезным))
Наилучшие пожелания автору! Пусть будет много сил, фантазии и желания делиться)) Большому мастеру — больших успехов!!
Олечка!!!!! Благодарю!!!! Будем стараться!!)))
Вот спасибо тебе большое, Региночка…. теперь хоть понятно что такое образец, какого размера он должен быть и с какой целью делаться и зачем оно вообще надо.
Да! Абсолютно согласна, что образец должен быть не маленьким. А то я вот сваляла 30х30см, в результате осталось 22х20… Ни туда, ни сюда… На чехол для мобильника много, для кошелька мало… Даже если свалять еще такой кусочек, сумочка будет малюсенькая… Эх! Я только наслаждаюсь видом получившегося рисунка флиса Кроссбреда! Спасибо, Регина, за советы!
Нелли, рада, если нашли что-то полезное для себя!)) успехов в творчестве!
[…] начинающие валяльщицы: Регина, вот вы писали в своем посте про образцы о том, что обязательно нужно приобрести весы, но зачем […]